Из акта проверки:
1. Не разработан план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Общества (подпункт «а» ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; п. 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»).
Представленный в ходе проверки план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах Главного управления Общества по региону от 2008 г. не соответствует организационной структуре Общества от 01.11.2020. Главное управление Общества по региону в организационной структуре Общества отсутствует, прекратило деятельность с 01.06.2017.
Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организации (п. 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»).
Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляет МЧС России (п. 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»). Порядок разработки, согласования и утверждения планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (одобрен решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, протокол № 6 от 21.04.2014), разъяснен письмом МЧС России от 29.05.2014 № 43-2360-2.
Из предписания:
Не разработан план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Общества, срок устранения – 10.05.2022.
Возражения для суда
В ходе проверки представлялся план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах Главного управления Общества по региону от 2008 г., разработанный в соответствии с ныне устаревшими «Методическими рекомендациями по планированию действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий гражданской обороны для территорий и объектов» (утв. МЧС России 18.08.2003). Изменение организационной структуры Общества не повлияло на действенность данного Плана, так как функции органа управления Главного управления Общества по региону взяло на себя Общество, а структурные подразделения ГУ Общества по региону остались на том же месте с теми же наименованиями.
Кроме того, ссылка в акте проверки от 11.06.2021 № 4 на письмо МЧС России от 29.05.2014 № 43-2360-2, которым разъяснен Порядок разработки, согласования и утверждения планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (одобрен решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, протокол № 6 от 21.04.2014), не корректна. Как следует из протокола № 6 от 21.04.2014, на заседании Правительственной комиссии был рассмотрен и одобрен только проект Порядка разработки, согласования и утверждения планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На том же заседании МЧС России была поставлена задача: а) доработать проект порядка разработки, согласования и утверждения планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; б) до 30 июня 2014 года подготовить проект приказа МЧС России «Об утверждении порядка, согласования и утверждения планов действий по предупреждению чрезвычайных ситуаций». До настоящего времени такой нормативный правовой акт не принят, что не позволяет разрабатывать планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с современными реалиями.
Из решения суда:
В ходе проверки выявлены нарушения требований ст.14 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Федеральный закон № 68-ФЗ), требований ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995г. № 151-ФЗ (далее Федеральный закон № 151-ФЗ), постановления Правительства РФ от 30.12.2003г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; постановления Правительства РФ от 22.12.2011 N 1091 (ред. от 27.04.2018) "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя", а именно:
1. не разработан план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Представленный план действий от 2008г. не соответствует организационной структуре Общества от 01.11.2020г., поскольку ГУ Общества по региону в организационной структуре Общества отсутствует, прекратило деятельность с 01.06.2017г. (в нарушение п. «а» ст.14 Федерального закона № 68-ФЗ, п. 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794).
При этом суд исключает из объема предъявленного обвинения, как необоснованно вмененное в вину обществу следующие пункты (нумерация соответствует настоящему постановлению):
П.1. суду не предоставлено обоснования того, что имеющийся план действий по предупреждению и ликвидации ЧС перестал соответствовать требованиям законодательства в связи с изменением лишь организационно-правовой формы Общества. Доказательств того, что изменение организационно-правовой формы при сохранении прежних месторасположений его структурных подразделений, в том числе ЗС ГО, влечет невыполнимость разработанного ранее плана суду не представлено.