ИЗ ЖУРНАЛА ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА ноябрь 2021 г. У нас его не выписывают- ДЕНЕГ НЕТ, поэтому для нас это открытие. Обратите на внимание на дату выхода закона и позаконников
Сравнительный анализ нормативного правового обустройства ГО и РСЧС показал, что по своим целям нормативная правовая база в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС имеет явное совпадение. Таким образом, на сегодняшний день отмечаются:
- параллельное функционирование РСЧС, имеющей органы управления, силы и средства, и ГО – как системы мероприятий, которая тоже имеет органы управления, силы и средства. У тех и других схожие функции и задачи;
- дублирование задач в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, но регламентируемых самостоятельными нормативными правовыми и методическими актами, при этом ряд задач ГО не обустроен нормативными документами;
- возложение функций по координации деятельности сил и средств РСЧС и ГО при решении соответствующих задач (как в мирное, так и в военное время) на Главное управление Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России и центры управления в кризисных ситуациях в составе территориальных органов министерства;
- отсутствие четких полномочий органов управления ГО и защиты населения и территорий от ЧС и др.
Разработанный законопроект стал результатом работы большого числа специалистов, которым удалось концентрированно представить в Концепции систему взглядов на проведение интеграции РСЧС и ГО. Документ будет регулировать отношения, возникающие в области защиты населения и территорий Российской Федерации от опасностей как мирного, так и военного времени.
Направления деятельности, подлежащие регулированию интеграционным законом:
а) подготовка к ведению гражданской обороны, к защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) ведение ГО, обеспечение защиты населения и территорий от ЧС;
в) снижение размеров ущерба и потерь от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов и при ЧС;
г) разграничение полномочий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.
Основное содержание Концепции интеграции РСЧС и ГО можно выразить одним предложением: на систему РСЧС, созданную и действующую в мирное время для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возложить функции по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие их.
При этом гражданская оборона остается, и она рассматривается как один из режимов функционирования РСЧС, который предусматривает введение особого правового режима и принятие дополнительных (особых) мер по защите населения и территорий в условиях военных конфликтов.
В законопроекте сохранены все основные положения базовых законов, однако пока не все их недостатки удалось устранить. Публичное обсуждение законопроекта показало, что кардинальные изменения (например, возрождение служб гражданской обороны, введение новых понятий и др.) могут вызвать недопонимание практических работников, затруднить (даже сделать невозможным) принятие предлагаемого нами законопроекта.
Тем не менее следует отметить, что при подготовке законопроекта была проведена необходимая методическая проработка отдельных определений и разделов, существующих нормативных правовых актов. Работа проводилась крайне осторожно, с тем чтобы не допустить неразберихи в устоявшемся нормативном пространстве. Изменения коснулись только тех определений и разделов, не изменить которые было невозможно.
Проект федерального закона и перечень основных подзаконных актов в рамках интеграции ГО и РСЧС предполагается внести в Правительство РФ в первом квартале 2023 г.
Более подробно с разбором вносимых в законы изменений и уточнений можно ознакомиться в печатной версии журнала «Гражданская защита» № 11 за 2021 г.